Очевидно, эту истину в Правительстве Москвы понимают. Начавшаяся в 1998 г. программа по благоустройству дворовых территорий «Мой двор. Мой подъезд» вначале была рассчитана на два года, но затем — ввиду масштабности задачи — была продлена. Немногие сегодня станут утверждать, что никаких ее результатов в городе не заметно. Московские дворы похорошели, стали чище, уютнее, удобнее для людей. Не секрет, что первое время подход к благоустройству грешил формализмом и, так сказать, минимализмом: наверное, многие помнят «показушные ремонты» подъездов, которые зачастую сводились к окраске стен и потолка лишь на первом этаже, а раскрашивание убогих железяк, торчащих во дворе, давало повод говорить о благоустройстве двора.
Сейчас к благоустройству дворовых территорий в Москве подходят основательно — комплексно. Если уж двор включен в план благоустройства, рабочие не уйдут из него, пока не выполнят весь объем работ: отремонтируют или установят детскую (спортивную) площадку, восстановят газоны, сделают их ограждение, приведут в порядок контейнерную площадку, поставят лавочки, урны, произведут озеленение, отремонтируют асфальтовое покрытие, установят бордюрный камень, упорядочат «ракушки», по возможности — расширят проезд для машин, сделают «гостевые карманы», устроят мини-стоянку для личного автотранспорта жителей.
Нередко работы по благоустройству двора становятся поводом для конфликта между различными группами жителей, чаще всего — между сторонниками и противниками расширения проезжей части и устройства «гостевых карманов»
(оно происходит за счет газона), иначе говоря, между автовладельцами и пешеходами. Иногда недовольство жителей принимает крайние формы: например, людям не нравится, что во дворе появилась хорошая детская площадка — здесь собираются дети из окрестных дворов, а значит, становится более шумно. Или жители просят снести установленные лавочки — ведь на них до ночи «тусуется» молодежь. Жалуются даже на то, что... отремонтировали асфальт во дворе: мол, по буграм и ямам машины ехали тихонько, а теперь летают, как по проспекту. Что тут скажешь...
Можно только напомнить, что истина познается в сравнении. Москвичи за годы мэрства Лужкова привыкли к позитивным изменениям — и в своем районе, и в городе в целом. Без новой, расширенной и реконструированной кольцевой дороги город уже нельзя представить. А временное прекращение движения на некоторых участках третьего транспортного кольца уже в связи с его реконструкцией доказывает, насколько необходима эта дорога, о которой в период строительства было немало споров. Чтобы понять, как нам повезло, надо покинуть Москву и посетить какой-нибудь российский город. Так, питерские дворы, несмотря даже на все усилия городских властей хоть как-то поправить дело, иначе как «петербургскими трущобами» не назовешь. В Нижнем Новгороде, который всего на 100 с лишним лет моложе Москвы, о благоустройстве дворов говорить не приходится — забота властей распространяется в лучшем случае на исторические памятники и главные улицы. Кажется, что последний раз хоть какие-то усилия в этом направлении предпринимались в советские годы. Поэтому москвичам следовало бы чаще вспоминать пословицу: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Ведь навести порядок раз и навсегда нельзя — надо постоянно его поддерживать, исключив из числа естественных факторов, разрушительно действующих на дворы, фактор человеческий. Иначе все усилия районных властей пойдут прахом, а выделенные на эти цели средства в очередной раз окажутся «закопанными в землю», а мы опять останемся у «разбитого корыта», то бишь двора...